Фото
Ветрова Наталья
03.07.2014

    Сокращение разрыва в зарплате руководителей и работников

    Минтруда и депутатами Госдумы выражено обоюдное намерение сократить разрыв между доходами руководителей и рядовых работников компании. Большая разница в зарплате зачастую является антистимулом для персонала, при этом низкий уровень оплаты труда вынуждает многих даже жить за чертой бедности.


    По данным минэкономразвития России, в нынешнем году уровень бедности составит около 13 % (почти 18 миллионов. человек от общей численности населения страны). По данным Росстата, в прошлом году в России зарплату на уровне меньше 5 тыс. рублей получали более 312 тыс. человек. При этом зарплату ниже МРОТ (составлял 5205 руб.) получали около 5 % работников предприятий связи, почти 4 % — работники сельского хозяйства, 2,2 % — работники сферы образования, почти 1,5 % — работники здравоохранения. Еще примерно у 822 тыс. работающих зарплата составляла в среднем 5408 руб. Следует учитывать, что порог бедности в России находится на уровне 10-11 тысяч рублей на работающего члена семьи.


    На фоне таких показателей доходов работников в России стабильно усугубляется дифференциация между зарплатой руководителей и работников фирмы. Например, в отдельных случаях доходы самых высокооплачиваемых и низкооплачиваемых специалистов различаются в 60 раз. При этом зарплата руководителя и топ-менеджеров в РФ может быть выше заработка подчиненных в 10-15 раз. Если рассматривать Европу и США, эта разница составляет всего лишь 3-3,5 раза. Объективных причин, объясняющих столь сильную разницу в оплате труда в России, специалисты сформулировать не могут. Таким образом, минтруд РФ намерен в следующем году устранить несправедливость в зарплате. В частности, на уровне правительства и субъектов РФ приняты решения относительно введения ограничений между размером зарплаты руководителей и уровнем средней зарплаты в организации. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты М. Топилин. По его мнению, ограничение заработной платы руководителей уровнем оплаты труда их подчиненных должно устанавливаться не только для руководителей фирмы, но и для его замов и главного бухгалтера. Например, для регионов это соотношение не должно быть выше соотношения 1 к 4. Ограничение также внесет прямую зависимость оплаты труда, в связи с чем, если руководитель захочет получать больше, его подчиненные тоже должны получать большую зарплату.


    Однако подобное ограничение планируется установить лишь для государственных компаний и организаций бюджетной сферы. Даже в таком виде это решение может всерьез повлиять на рынок труда, повышая конкурентоспособность вакансий в бюджетных учреждениях. Татьяна Долякова, генеральный директор рекрутинговой фирмы Penny Lane Personnel, считает, что существует вероятность, что сокращение разрыва в зарплате приведет к тому, что на развитие карьеры в бюджетных организациях будут обращать внимание настоящие профессионалы, которых на данный момент от этих учреждений отпугивает низкий уровень социальных компенсаций.


    Другие предложения, связанные с вопросом сокращения разрыва между доходами руководителей и сотрудников фирм, в том числе коммерческих, внесены в Госдуму группой депутатов в виде законопроекта с поправками к ст. 130 Трудового кодекса РФ. Данный документ предусматривает привязку заработка сотрудника к МРОТ. То есть, размер тарифной ставки для первого разряда, оклада, базового оклада работника и базовых ставок зарплаты по профессиональным и квалификационным группам работников не должен быть ниже МРОТ, о чем указывается в документе.
    Поскольку этот порядок предложен для коммерческих организаций, эксперты полагает, что это будет прямое вмешательство в самостоятельно регулируемый процесс формирования уровня зарплаты на рынке труда. Спрос и предложение на рынке труда определяют размер зарплат в частном бизнесе. Большой ошибкой являются попытки урегулировать на уровне законодательства максимальную разницу в зарплате сотрудников, поскольку в крупных компаниях каждый человек имеет разный уровень своей ответственности, требования к компетенции и обязанности. Для госкомпаний и госучреждений, где государство контролирует зарплаты сотрудников, включая высший управленческий персонал, дополнительных законов не нужно.


    В пояснительной записке к проекту закона депутаты отметили, что законы рынка труда приводят к очень низким зарплатам, а также ущемлению интересов работников. Данный процесс характерен в равной степени не только для коммерческой, но и для государственной сферы. На данном этапе работодатели могут самостоятельно определять размер ставок и окладов, различных стимулирующих выплат. Несмотря на условие ч. 2 ст. 57 ТК РФ, что в трудовом договоре должны обязательно указываться условия оплаты труда, в том числе размеры тарифных ставок или окладов работника, а также доплат, надбавок и поощрительных выплат, на практике очень редко они прописываются в трудовом договоре. Чаще всего в нем можно встретить только размер оклада, и то на уровне минимального размера заработной платы. При этом выплаты к заработной плате в реальности осуществляются по приказу в виде различных надбавок, доплат и премий. Таким образом, в случае возникновения кризисной ситуации работодатель имеет право выплачивать зарплату на уровне только оклада по трудовому договору.


    Подобный подход к формированию доходов работников похож на схему выплаты зарплаты «в конверте»: при минимальной официальной зарплате выплата премий и прочих поощрений зависит от власти руководителя. Таким образом, он единолично и определяет размеры доходов сотрудников.
    Инициатива снижения влияния руководства на уровень зарплат сотрудников является положительной тенденцией для наемных работников. Однако данный законопроект не предусматривает ее реализацию и ответственность за нарушение определенных правил. Помимо этого, размер зарплаты выше минимального уровня не является гарантией достойного заработка для человека, механизмы относительно обязательного включения премий, стимулирующих выплат и различных надбавок в трудовые договора проектом не предусмотрены.

    Количество просмотров: 1254