Назад к Блогу

Поддержка государством трудовой миграции


Каренина Марина
Каренина Марина
26.10.2014

Работодатели могут быть обязаны в трехдневный срок уведомить налоговые органы о найме трудовых мигрантов. Соответствующий законопроект был внес в Госдуму депутатом Михаилом Сердюком. Его целью является сокращение случаев ухода от налогов.

На сегодня работодатели уведомляют уполномоченные органы о привлечении иностранных работников, в налоговый орган при этом предоставляя лишь форму 2-НДФЛ. Об этом говорится в проекте документа. Недобросовестные налогоплательщики могут воспользоваться неосведомленностью налоговых органов и платить НДФЛ в размере 13 % вместо 30 %.
Также правительством РФ внесено в Госдуму законопроект, предусматривающий компенсацию расходов на переезд работников в другой регион. Данная инициатива обусловлена необходимостью стимулировать трудовую миграцию из насыщенных трудовыми ресурсами регионов, в частности, Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

Подобная идея компенсации расходов на переезд работников в другие регионы не новая. В ст. 169 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя возмещения расходов при переезде работника на работу в другую местность. Работодатель обязан возмещать определенные расходы по переезду работника и членов его семьи, расходы по его обустройству на новом месте жительства. Согласно указанной статьей более конкретные условия могут устанавливаться постановлением правительства для государственных служащих, работников государственных внебюджетных учреждений.

На сегодня уже приняты постановления в отношении сотрудников Следственного комитета и государственных гражданских служащих. В отношении других работников предусмотрено Постановление Совмина СССР от 15 июля 1981 года № 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность». Применяя ст. 169 ТК РФ в одном из дел, суд определил, что расходы, связанные с переездом работника в другую местность, должны возмещаться работодателем, в частности расходы по найму жилого помещения (решение Московского городского суда от 4 марта 2014 года по делу № 33-4632). Данная статья применяется лишь в связи с переводом действующего сотрудника в другую местность. Существующие правила не применяются, если на момент переезда отсутствовали трудовые отношения между работодателем и гражданином.

Отсутствие множества судебных споров по данной статье не является стимулом к трудовой миграции, поскольку расходы, предусмотренные ст. 169 ТК РФ, работодателю возмещаться не будут.
Новая инициатива связана с внесением изменений в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» для повышения трудовой мобильности граждан РФ за счет компенсации совершенно иных расходов. В регионах будут существовать программы повышения мобильности трудовых кадров. Органы субъектов РФ будут под эту программу подбирать инвестиционные проекты согласно критериям, установленным программой. Правительство РФ будет определять регионы, нуждающиеся в привлечении трудовых ресурсов, а также осуществлять их поддержку.

Работодателям, участникам программы повышения мобильности трудовых кадров, будут предусмотрены меры поддержки работников и компенсации расходов. Также эти работодатели будут обязаны заключать с работниками из других регионов РФ трудовые договора на срок не менее 3-х лет, после чего работодатели получат сертификаты, подтверждающие сумму компенсации со стороны государства. Деньги работодатель только через три месяца с момента заключения трудового договора, а также при условии выплаты всех налогов и взносов, касающихся работника.

В соответствии с инициативой правительства будет создана федеральная база вакансий. Данная мера существенно упростит мигрантам поиск работы. Кроме того, устраиваясь на работу в другом регионе РФ, человек будет уверен в компенсации расходов на переезд и возможности освоиться на новом месте. Естественно, инициатива заслуживает поддержки и одобрения, что позволяет воспринимать ее с оптимизмом.
Различные программы повышения мобильности мигрантов, а также гарантии, компенсации и льготы работодателям, привлекающим работников из других регионов РФ, будут хорошим стимулом для развития бизнеса. Их успех предусматривает информирование российского сообщества бизнесменов о них, а также установления критериев участия в данных программах.

Подобная инициатива правительства РФ является лишь первым шагом. В будущем меры по повышению трудовой мобильности должны обеспечивать не только денежные компенсации, но по возможности и налоговые льготы.

Рекомендации заказчиков