Назад к Блогу

Масштабы и законодательное регулирование трудовой миграции из России

22.03.2013

До 1993 г. выезд за границу на работу носил весьма ограниченный и даже строго элитарный характер. Для людей, обладателей массовых профессий, возможности выезда отсутствовали. Нормативной базы по вопросам свободной трудовой миграции в принципе не существовало.

После 1993 г. произошла либерализация миграционного законодательства России, начал формироваться правовой базис, создана система институтов по вопросам трудовой миграции.

Кроме того, благодаря СМИ образовалось некое информационное поле, которое несло регулярную информацию о зарубежном трудоустройстве. Начала действовать Федеральная миграционная служба как государственный орган, который принимает решения по трудовой миграции. Принят Закон о въезде и выезде, закрепляющий права российских граждан на свободное передвижение и свободный выбор места работы за рубежом. Возникают негосударственные компании, легально занимающиеся трудоустройством граждан России за рубежом. Вместе с тем, произошло заключение ряда межправительственных соглашений по обмену специалистами: Россия имеет такие соглашения с Германией, Швейцарией, Китаем, Финляндией, Польшей, Вьетнамом. Зарубежные работодатели получили возможность подбирать кадры в России.

В итоге всех мероприятий трудовая миграция потеряла свой элитарный характер, стала более массовой и доступной. Представители массовых профессий получили возможность выезда на работу: строители, рабочие, водители, медицинские работники, ученые, преподаватели, работники сферы услуг. Однако к настоящему времени полноценное формирование нормативно-правовой инфраструктуры трудовой миграции из России не завершено, продолжается расширение ее социального базиса.

Официально каналами трудовой иммиграции является выезд через фирмы по трудоустройству российских граждан за рубежом. Они работают по лицензии Минфедерации России и в рамках межгосударственных соглашений России. Несмотря на рост динамики числа трудовых мигрантов, доля женщин до 2000 г. не превышала 10 %. Большую часть официально трудоустроенных иммигрантов составляют моряки. Однако в обход официальных каналов выезда ежегодно выезжает практически в 20 раз больше женщин, чем зафиксировано статистикой. Это не только самостоятельное трудоустройство, но и выезд через нелегальных посредников.

Выезд по официальным каналам через фирмы не гарантирует легальности миграции. До 90 % действующих фирм с лицензиями предоставляют женщинам либо гостевые, либо туристические визы, которые не дают права на работу в другой стране. Поэтому вариант трудовой миграции, который считается легальным, на самом деле таковым не является. Теневые и нелегальные структуры работают намного эффективнее, чем законные варианты.

Рекомендации заказчиков