Назад к Блогу

Физиогномика и соционика как нестандартные методы подбора персонала

Деревянко Ирина
Деревянко Ирина
12.06.2014

При подборе персонала могут применяться различные нестандартные методы. Рассмотрим подробнее особенности таких методов, как физиогномика и соционика.

Весьма нестандартным методом для подбора персонала является метод физиогномики. Специалистом, применяющим этот метод в России, стал В. Малешин, опыт работы которого по этому методу составляет более 20 лет. Ученый выпустил множество публикаций по вопросам применения этого метода, проводит специализированные семинары и тренинги.
Истоки физиогномики берут свое начало еще в XVIII веке, начиная с трудов И.Г. Лафатера под названием «Физиогномические фрагменты». Определением характера человека по его внешности также занимались в Древнем Вавилоне.

Как показывает практика, данный метод следует применять аккуратно при наличии опыта использования физиогномики для представления рекомендаций по поводу определенного человека. В данном случае метод физиогномики зачастую выступает как вспомогательный с целью подтверждения полученных результатов подбора сотрудников и собеседования. Ведь предоставить кандидата на ответственную должность, к примеру, главного бухгалтера или инженера, сложно только по рекомендациям в пользу кандидата по его внешним данным (прямые ноги, отсутствие косоглазия, аккуратно накрашенные ногти и т.д.). В таком случае можно упустить очень важные детали, менеджер, принимающий на работу такого сотрудника, может посчитать кадрового сотрудника непрофессионалом.

Очередным методом подбора персонала является соционика – наука, изучающая процессы переработки полученной информации психикой человека.
Разработанные концепции соционики подразделяют психику людей на 16 возможных вариантов восприятия событий и обработки информации или информационного метаболизма.
В соционике применяются следующие ключевые понятия: логика, этика, интуиция, интроверсия, экстроверсия, сенсорика, рациональность, иррациональность. Эти понятия определяют функции психики человека.
Все 16 типов получили в соционике свои названия по имени определенной личности или литературного персонажа. Каждый из них по типу информационного метаболизма подходит под описание конкретной модели — Штирлица, Габена или Робеспьера.

Сравнивая людей, принадлежащих к определенному типу информационного метаболизма, специалист может выявить типичное поведение в одинаковых условиях. Сочетание психологии и информатики в соционике позволяет рассчитать поведение человека, а также результаты его взаимодействия с людьми его же или другого соционического типа. В ходе анализа обращается внимание на употребление кандидатом определенных фраз, изучается почерк, сюжетная линия рассказа. По результатам применения различных тестов, интервью или наблюдения за поведением человека создаются рекомендации по профессиональному взаимодействию человека с другими людьми.

Типирование по соционическим типам производится самостоятельно или на специальных курсах и семинарах. Эффективность соционики позволяет данному методу стать ключевым при подборе сотрудников. Среди преимуществ метода при подборе кадров весьма важными являются следующие:
1. Отбор будущих сотрудников базируется на принципе наиболее подходящей должности для определенного кандидата. Это обеспечивает в будущем хорошее отношение к работе и высокие показатели производительности труда.
2. Отбор кадров согласовывается со стратегией и корпоративными ценностями компании.
3. Новые сотрудники быстро и эффективно вливаются в коллектив.
4. Специалистов подбирают по принципу совпадения необходимой мотивации для человека и результата работы для компании.
Таким образом, применение соционики на практике позволяет фирмам найти самых подходящих сотрудников.

Следует отметить, что использование одного метода при подборе персонала, особенно на ключевую должность, нецелесообразно. Применение нескольких методов с целью подтверждения или опровержения полученных о претенденте на должность результатов всегда предпочтительней.

Рекомендации заказчиков