Назад к Блогу

Единое миграционное пространство Союзного государства


Каренина Марина
Каренина Марина

Возможность жителей Беларуси и России свободно отправиться в соседнюю союзную страну для временного или постоянного жительства, на работу или учебу уже воспринимается как обыденное дело. Эта возможность возникла вследствие белорусско-российских соглашений по правам граждан в социальной сфере, подписанных в Санкт-Петербурге.

Сотни тысяч человек уже пользуются данной возможностью для поиска более оплачиваемой работы, для объединения семей, для учебы. Вместе с тем, главной задачей Союзного государства является то, чтобы переехавшие граждане на новое место почувствовали себя как дома.
Однако реалии выявляют множество вопросов при перемещении граждан из одной страны в другую. Многие подводные камни сокрыты в вопросе пребывания на общей территории граждан третьих стран и лиц без гражданства. Постоянно требуется совершенствование нормативно-правовой базы, а также формирования согласованной политики в данной области.


Каким образом происходит формирование единого миграционного пространства в пределах Союзного государства? Какие существуют проблемы и перспективы? Накануне заседания Совета Министров Союзного государства тема белорусско-российской миграционной политики была рассмотрена на экспертном семинаре в Минске. Вопросы обсуждались представителями Парламентского собрания Союза Беларуси и России, а также Постоянного Комитета Союзного государства, МВД Беларуси и ФМС России, посольств, других министерств и ведомств, учеными и журналистами.
Все вопросы, поднятые на этом семинаре, условно разделились на две группы. Первая группа – миграция как перемещение гражданина из одной страны в другую и нормативно-правовая база с проблемами ее применения на практике. Чтобы граница между странами становилась незаметной для граждан Беларуси и России, с 2003 г. действует Межгосударственная межведомственная рабочая группа по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики.


Очередное заседание комиссии планируется в Минске в октябре. Алексей Бегун, начальник департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси, определил следующим образом основу работы: «Пока существуют проблемы в области перемещения граждан, мы не можем говорить о функционировании единого миграционного пространства. Чтобы оно было полноценной реальностью, рабочая группа подготовила белорусско-российские документы. К примеру, о взаимном признании перечней лиц из третьих стран, которым отказано во въезде; о порядке обмена сведениями о гражданах, имеющих ограничения на выезд. Важным для формирования единого миграционного пространства оказалось подписание в ноябре 2013 года в Минске межправительственного соглашения о реадмиссии, вступившего в силу с первого сентября 2014 года».
Многие мероприятия направлены на уменьшение сложности при смене места жительства на национальном уровне. В частности, Россия привлекает выходцев из стран СССР возможностью заработка. Поэтому и происходит коррекция миграционного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, граждане Беларуси получили преимущества, обусловленные общим членством в Союзном государстве. Так, граждане Беларуси могут без регистрации находиться в России30 дней. Планируется увеличить этот срок до 90 дней, после чего права граждан Беларуси и России в данном вопросе будут уравнены на территории двух стран. Гражданам Беларуси в России нет необходимости подтверждать знание русского языка и получать разрешение на работу.


Среди проблем на семинаре был выделен факт, что граждане России, к примеру, после отбытия наказания, могут быть выдворены на родину без национального паспорта, что создает немалые трудности. «нежелательным» на территории Беларуси может стать россиянин после пятого административного взыскания. В России такого нет. Поэтому белорусские представители озабочены вопросом, что в России при приеме на работу водитель обязан предоставить только российские права.


Вторая группа проблем касается преимущественно социальных вопросов, касающихся формирования статуса миграционного пространства Союзного государства. Базовые договоренности относительно пенсионного и медицинского обеспечения подписаны, а также работают, но все же есть некоторые нюансы. Так, Алексей Ершов, заместитель начальника Главного управления правового и документационного обеспечения Секретариата Парламентского собрания Союза Беларуси и России, сообщил: «Между нашими странами есть соглашение об избежании двойного налогообложения. При этом по минимальной ставке в России подоходный налог взимается, если трудовой договор заключается на 6 месяцев и более. А если менее — по ставке 30 %. Под него подпадают, в частности, студенческие отряды. Есть вопросы и с медицинским страхованием. К примеру, лечение белорусских граждан возможно за счет местных бюджетов и только в муниципальных медучреждениях.


В Беларуси данного разделения нет. Поэтому на семинаре прозвучало, что россиянам за лечение в Беларуси придется платить по реальной стоимости, как и остальным мигрантам. Поэтому, в таком случае белорусы и россияне оказываются в соседней стране в проблемных жизненно важных ситуациях. Над этими проблемами и предстоит усиленно работать».
Николай Казаровец, заместитель председателя Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, расставил некоторые акценты: «Беларусь и Россия заинтересованы в создании общего миграционного пространства. Соответствующие вопросы уже рассматриваются, и отдельные из них уже отработаны, их можно выносить на уровень законотворчества. Процесс идет, взаимопонимание со стороны Беларуси и России полнейшее. Но это очень скрупулезная, тонкая работа».

За 6 месяцев текущего года Беларусь посетили более 205 тыс. россиян, при этом 3,6 тыс. граждан России получили разрешение на временное проживание в Беларуси, 3,5 тыс. — на постоянное.
В России же с февраля 2009 г. по 30 июня 2014 г. зарегистрированы по месту пребывания 960 тыс. граждан Беларуси. Из них почти 3 тыс. получили разрешение на временное проживание, 20 тыс. — на постоянное.

Рекомендации заказчиков