Назад к Блогу

Договоренность стран ЕАЭС о зачете пенсионных обязательств


Каренина Марина
Каренина Марина
28.07.2014

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) намерены договориться о взаимозачете пенсионных обязательств. Таким образом, инициатива Евразийского банка развития и Всемирного банка предусматривает, что трудовые мигранты будут получать трудовые пенсии вне зависимости от страны, где они трудились.

Степан Титов, старший экономист Всемирного банка и руководитель программы МИРПАЛ считает: «Свободное передвижение людей для осуществления трудовой деятельности является одним из основополагающих принципов функционирования экономического союза. При этом снятие регистрационных барьеров и упрощение разрешительных процедур в отношении трудовой миграции между странами Единого экономического пространства и ЕАЭС не будут эффективными без предоставления социальных гарантий». Таким образом, зачет пенсий планируется установить между следующими странами-поставщиками рабочей силы (РФ, Казахстан и Беларусь) и странами-донорами трудовых ресурсов (Кыргызстан, Таджикистан и Армения).


По данным ФМС РФ по состоянию на февраль 2014 года, в стране насчитывается 2,3 млн. мигрантов из Узбекистана, 1,5 млн. — из Украины, 1 млн. — из Таджикистана, по 600 тыс. — из Азербайджана и Казахстана, по 500 тыс. — из Кыргызстана, Молдовы и Армении. 390 тыс. мигрантов прибыли из Беларуси. При этом по неофициальным данным, численность трудовых мигрантов в стране равна примерно 5-6 млн. человек, то есть 7 % от общего числа работников в России. По данным ФМС, доля мигрантов предпенсионного и пенсионного возраста равна примерно 30 %. Таким образом, вопрос пенсионных выплат весьма актуален.
Использование механизма взаимозачета пенсий позволит вывести нелегальных мигрантов из тени, поскольку заинтересованные в получении трудовых пенсий работники будут стремиться легально работать. Это гарантирует стране повышение налоговых поступлений. Также эта мера будет способствовать притоку трудовых ресурсов: люди предпенсионного и пенсионного возрастов, максимально заинтересованные в получении социальных гарантий, смогут ехать на заработки в другую страну, но при этом время работы будет учтено в трудовом стаже. Вместе с тем, механизм зачета пенсий является основой привлечения трудовых ресурсов определенных стран. К примеру, пенсионная система России признает таджикистанскую и может не признавать пенсионные системы других стран. Поэтому гражданам Таджикистана будет выгоднее работать в России, недели другим мигрантам.


Перевод пенсионных прав возможно предусмотреть для ряда случаев. Во-первых, при миграции в другую страну. В данном случае необходим учет трудового стажа, полученного на территории другой страны для назначения пенсии в своей стране. Во-вторых, при трудовой миграции и последующем обращении за пенсией в другой стране. В-третьих, при переезде пенсионеров на постоянное место жительства в другую страну.
На сегодня ключевым сдерживающим фактором, мешающим переводу пенсионных прав, является разница пенсионных систем, в частности возрастных требований. В РФ, Армении, Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане применяются трехуровневые модели с накопительным компонентом. В Республике Беларусь работает солидарная одноуровневая система. Различен также и возраст выхода на трудовую пенсию: в России и Беларуси — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Намного выше в других странах: в Таджикистане и Кыргызстане — 58 лет и 63 года, в Армении — 63 года для мужчин и женщин. В Казахстане планируется к 2027 году постепенно выровнять эту разницу, а также довести пенсионный возраст женщин до 63 лет.


Существенные отличия имеются в величине и самих источниках отчисления в пенсионный фонд. Например, в России размер отчислений в пенсионный фонд составляет 22 % от фонда оплаты труда. В Беларуси ставка намного выше – 29 % (28 % — за счет работодателя от фонда оплаты труда, 1 % — вычитание из заработной платы работников). В Кыргызстане данное соотношение составляет 15 и 10 %, в Таджикистане – 25 и 1 %. При этом в Казахстане главным источником отчислений являются работники, которые платят 10 % от зарплаты. Законодательство также предусматривает отчисления для некоторых категорий работников по ставке 15 %. Армения является единственной из рассматриваемых стран, в которой пенсионные взносы финансируются частично из госбюджета.


Поэтому становится очевидным, что привести к единообразию различные пенсионные системы ряда стран просто невозможно. Каждое государство заинтересовано в том, чтобы сохранились утвержденные сборы в пенсионный фонд. Поэтому внедрение переноса пенсионных прав предусматривает учет индивидуальных особенностей различных пенсионных систем.
На сегодня уже накоплен большой опыт Евросоюза по вопросу мобильности социальных гарантий. Страны — члены ЕС сохраняют свои национальные пенсионные системы. При этом зачет пенсионных прав базируется на соблюдении следующих принципов: работник может подпадать под действие только законодательства одной страны, делая отчисления в одной стране; не должна возникать дискриминация между гражданами и мигрантами; учитываются периоды занятости в других странах ЕС; не допускается дублирование пособий; предусмотрен экспорт пособий – право на пособие, даже если человек проживает за пределами страны-плательщика. Эти принципы направлены на пресечение случаев двойного использования социальных гарантий — в стране гражданства и трудовой деятельности.


Специалисты Евразийского банка развития и Всемирного банка предложили два варианта для внедрения механизма взаимозачета пенсионных гарантий:
1. Первое решение предусматривает заимствование системы расчета пенсий гражданам из опыта стран ЕС. Пенсия будет начисляться и платиться страной, где проживает человек, обратившийся за пенсией. При этом система будет учитывать трудовой стаж в странах, где работал человек. Расчет можно вести по правилам страны, начисляющей пенсионные выплаты. Минусом этого варианта является то, что большинство мигрантов могут решить остаться в странах их трудовой деятельности после выхода на пенсию, поэтому пенсионные обязательства лягут на эти страны. Прежде всего, это касается России и Казахстана.
2. Второй вариант решения предполагает пропорциональное начисление пенсионных обязательств с учетом стажа трудовой деятельности в каждой стране. То есть исключается давление на пенсионные системы двух стран — России и Казахстана. При этом пенсионный фонд, начисляющий пенсию, будет получать трансферты от пенсионного фонда той страны, где ранее работал человек. В данном случае вариант расчета пенсий намного сложнее, однако результат будет более справедливый по отношению к пенсионным фондам стран.


Эксперты полагают, что внедрение взаимозачета пенсионных прав является необходимым. Поскольку потоки иностранной рабочей силы не встречают препятствий фактически и сегодня, необходимым является обеспечение работников социальными гарантиями. От введения этой практики Россия только выиграет, ведь число людей, желающих работать в России, существенно возрастет.

Рекомендации заказчиков