Назад к Блогу

Виды кадровой политики


Беляева Лариса
Беляева Лариса
20.02.2013

С учетом существующих в компаниях кадровых политик, выделено два основания для их классификации.

По уровню осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий, а также степенью влияния управленческого аппарата на ситуацию с кадрами в компании, выделяют следующие виды кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная, активная.

Пассивная кадровая политика. Это тот случай, когда руководство компании не имеет определенной программы действий по отношению к персоналу, кадровая работа всего лишь сводится к ликвидации негативных явлений. В такой организации отсутствуют прогнозы потребностей в кадрах, средствах труда, диагностики кадровой ситуации. Руководство работает в режиме экстренной реакции на возникающие конфликтные ситуации, стремится их погасить любыми средствами без попыток разобраться в причинах и возможных последствиях.

Реактивная кадровая политика. Руководство компании осуществляет контроль за возникающими симптомами кризисного состояния в работе с персоналом. Изучает причины возникновения конфликтных ситуаций, отсутствия достаточного количества квалифицированной рабочей силы, мотивации к продуктивной работе. Руководство занимается решением вопросов локализации кризиса, ориентируется на понимание причин, приведших к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы при этом располагают различными средствами диагностики сложившейся ситуации. Трудности могут возникать при среднесрочном прогнозировании.

Превентивная кадровая политика. Применяется тогда, когда руководство компании имеет прогнозы развития ситуаций. Компания, характеризующаяся использованием превентивной кадровой политики, располагает средствами для диагностики персонала и прогнозирования кадровой ситуации лишь на среднесрочный период. Основная проблема при использовании такой политики — это разработка целевых кадровых программ.

Активная кадровая политика. Если у руководства компании есть средства воздействия на ситуацию, кадровая служба разрабатывает антикризисные кадровые программы, проводит мониторинг ситуации и корректирует исполнение программ согласно параметрам внешней и внутренней ситуации. Механизмы для анализа ситуации, которыми при этом может пользоваться руководство компании, приводят к тому, что для составления прогнозов и программ могут применяться рациональные (осознаваемые) и нерациональные (мало поддающиеся алгоритмизации и описанию) действия.

Рекомендации заказчиков