Эффективность любой коммерческой организации во многом определяется уровнем соответствия ее сотрудников рабочим местам. Это условие имеет решающее значение в достижении основных целей развития компании. Необходимость и важность оценки сотрудников возрастает в современных условиях ведения бизнеса. Они требуют от работодателей оптимизации качественных и количественных характеристик персонала.
Существуют следующие тенденции в развитии человеческих ресурсов: 1) повышение спроса на квалифицированную рабочую силу, что предполагает увеличение цен на трудовые услуги; 2) значительное усиление роли человеческого фактора в увеличении прибыли фирмы; 3) переход к стратегическому управлению, требующему высокой творческой отдачи от каждого работника. В таких условиях менеджеры сталкиваются со следующими проблемами: наилучшее использование квалификации работников для достижения эффективности бизнеса; соотношение отдачи от персонала и высочайший уровень мотивации персонала одновременно.
Еще одной тенденцией современного бизнеса является среда волатильности, подразумевающая необходимость постоянного соответствия качественных и количественных характеристик персонала новым требованиям. В отношении вышеуказанных тенденций в области развития человеческих ресурсов фирмы должны уделять повышенное внимание к развитию и внедрению эффективных систем оценки персонала.
Условия деятельности отечественных компаний и тенденции в отечественной экономике требуют наличия в кадровых агентствах специалистов-практиков и исследователей для применения адекватных подходов к оценке персонала.
Оценка персонала – это процесс анализа текущей деятельности сотрудников, цель которого предполагает выявление у работников профессиональных, деловых и личностных качеств, соответствия количественных и качественных результатов их деятельности определенным требованиям, которые вытекают из их должностных обязанностей и регламентов структурных подразделений.
Критерии оценки – это показатели, которые позволяют идентифицировать результаты деятельности работника и характеристики, которые определяют эффективность выполнения им своих профессиональных обязанностей. Критерии оценки должны измерить эффективность работы конкретной категории работников, обеспечить согласованность оценки результатов.