Важную роль в управлении персоналом занимает оценка его работы, которая заключается в целенаправленном процессе определения соответствия характеристик персонала (его способностей, умений и мотивов) требованиям должности или рабочего места.
Качественные методы оценки – это методы описательного характера, определяющие качества персонала без их количественного выражения. Среди этих методов следует выделить матричный, эталонный, систему произвольных характеристик, оценку выполнения и метод групповой дискуссии.
Количественные методы применяются для оценки уровня деловых качеств работников с высокой степенью объективности – ранговый порядок, балльная оценка и система графического профиля. К количественным методам оценки также включен метод оценочного центра, который синтезировал в себе отдельные элементы перечисленных методов.
Комбинированные методы оценки персонала предусматривают описательные принципы и количественные характеристики. К ним относятся: тестирование, оценка интеллектуальности и сумма оценок. Для оценки эффективности работы персонала кроме методов оценки персонала используются методы оценки качества и результатов труда.
Оценка качества труда в нашей стране начала применяться в промышленности (с 60-х годов ХХ в.), а также в непроизводственной сфере. Для измерения качества применялись соответствующие коэффициенты трудового участия и трудовой эффективности.
В зарубежной практике качество труда оценивается для фиксации и развития личностных качеств сотрудника. Этот подход объясняется тем, что за организацию труда и выполнение функций работником отвечает менеджер, а не сам работник. Для работника необходимым становится развитие личностных качеств для трудовой деятельности. Поэтому оценка по заслугам применяется для изучения личностных качеств работника, а также улучшения его профессиональных качеств, продвижения по службе, установления доплат и премий.