Назад к Блогу

Разработка учетной политики как услуга аутсорсинга


Ветрова Наталья
Ветрова Наталья

По условиям договора аутсорсинга обязанностью исполнителя может быть разработка учетной политики для предприятия-заказчика. В данном случае следует учесть, что этапы разработки учетной политики на предприятиях при условии передачи ведения бухгалтерского учета внешнему субъекту совпадают с этапами разработки учетной политики.

Отличием является то, что владелец знакомится с выбранными элементами учетной политики и их влиянием на результаты деятельности предприятия.

Рассмотрим этапы формирования учетной политики внешним субъектом.

1. Подготовительный этап: заказчик предоставляет всю необходимую информацию для исполнителя; исполнитель производит: 1) комплексное исследование видов деятельности предприятия, организационно-производственной структуры, изучает учредительные документы; 2) оценку тактических и стратегических целей деятельности заказчика; 3) оценку состояния бухгалтерского учета (для действующих предприятий); 4) оценку особенностей построения системы внутреннего контроля. В результате составляется перечень основных положений, которые будут отражены в учетной политике, определяются основные принципы организации и ведения бухгалтерского учета.

2. Определение объектов и элементов учетной политики: заказчик изучает избранные элементы учетной политики; исполнитель осуществляет определение объектов и формирования элементов учетной политики предприятия-заказчика. В результате обеспечивается выбор наиболее оптимальных вариантов ведения бухгалтерского и налогового учета предприятия, исходя из условий хозяйственной деятельности и норм действующего законодательства.

3. Документальное оформление: заказчик изучает результаты разработки Приказа об учетной политике, определяет влияние выбранных элементов учетной политики на хозяйственную деятельность предприятия; исполнитель оформляет Приказ об учетной политике и приложения к нему, представляет данный документ владельцам со всеми необходимыми объяснениями. В результате происходит принятие решения об утверждении или доработка выбранного варианта учетной политики.

4. Заключительный этап. Происходит внедрение выбранной учетной политики и осуществление контроля ее соблюдения.

Результатом процесса разработки учетной политики является формирование внутренне-распорядительного документа, в котором предусматривается порядок и особенности ведения бухгалтерского учета на предприятии.

В Приказе об учетной политике исполнителя при ведении бухгалтерского учета внешним субъектом следует предусмотреть следующие положения:

а) положение, в котором будет указано, что ведение бухгалтерского учета будет осуществляться внешним исполнителем;

б) при формировании состава инвентаризационной комиссии предусмотреть в ее составе обязательное присутствие представителя заказчика или другого независимого эксперта;

в) разработать налоговый календарь, как приложение к Приказу об учетной политике, что позволит контролировать сторонами порядок уплаты налоговых платежей и представление отчетности.

Рекомендации заказчиков