Ветрова Наталья
Ветрова Наталья

Рациональная структура бухгалтерской службы предприятия

В достижении прибыльности деятельности крупной компании весомая роль отводится бухгалтерии. Главный бухгалтер как руководитель бухгалтерии обеспечивает организацию труда подчиненного персонала согласно своей должностной инструкции. Он должен ознакомиться с видами учетных работ; определить состав рабочей силы с количеством и квалификацией, достаточной для ведения бухгалтерского учета; изучить и оценить квалификацию претендентов на должности, их предпочтения, навыки, практический опыт работы.

Составление детального перечня всех возможных работ и их содержания обеспечивает определение необходимой численности исполнителей; рабочих мест; уровня загрузки; выбора технических средств для выполнения работы.


Критериями определения задач для бухгалтеров являются учетные показатели и возможности их использования для управления предприятием. Четкое распределение функций способствует установлению для каждого работника границ его деятельности и обеспечению равномерной нагрузки, ритмичности процесса учета и своевременности предоставления учетной информации управленческому персоналу. От разделения труда зависит качество учета, его своевременность и экономичность, а также предоставление достоверной и своевременной отчетности.


При разделении труда необходимо учитывать: производительность (назначение наиболее квалифицированного для данной должности человека), развитие (предоставление возможностей другим сотрудникам развивать свои навыки), индивидуальное удовлетворение работников, а также психологические особенности характера определенного специалиста.
Распределение функций способствует реализации способностей работника, формирует его специализацию. При распределении обязанностей на каждом предприятии необходимо учитывать его структуру, объемы и сложность работ, уровень их централизации, квалификации учетного персонала.


Неоднородность состава учетных работ, наличие разных по степени сложности функций требуют участия в обеспечении процесса ведения учета работников разных уровней квалификации и специализации. Квалификация бухгалтера определяется степенью сложности и ответственности выполняемой работы. Определение специализации происходит с учетом содержания работ, выполнение которых обеспечивает работник.
Рациональной организации учетного подразделения должны способствовать: руководство (создание схемы бухгалтерской службы; определение форм, правил и инструкций по ведению учета; инструктаж бухгалтеров; наблюдение за их работой; рассмотрение и оценка учетных данных и отчетности); контроль (проверка данных; установление номенклатуры счетов); регистрация хозяйственных операций.
Данное распределение способствует обеспечению следующих преимуществ: 1) разделение труда по профессиональному признаку работника; 2) отсутствие отвлечений на непосильную работу или работу низкого квалификационного уровня; 3) полная загрузка работников.


Совмещение нескольких должностей бухгалтером должно происходить без снижения эффективности выполнения обязанностей и оптимального использования времени высококвалифицированного и высокооплачиваемого персонала. Обстоятельствами, которые требуют устранения совмещение в ряде случаев, является снижение возможности осуществления контроля деятельности сотрудника. В то же время совмещение в учетной работе в целом является позитивным явлением, поскольку способствует повышению компетентности сотрудника.
На уровне субъектов хозяйствования целесообразно определять численность бухгалтеров на основании разработанных проектов должностных инструкций, что обеспечит решение не только вопросы определения численности учетного персонала, а также распределение должностных обязанностей бухгалтеров, формирование структуры учетного подразделения. Такой порядок расчета будет способствовать учету особенностей предприятия отрасли, размера, вида деятельности, численности работников, наличия подразделений, состава и мощности средств обработки информации.

Количество просмотров: 402