Назад к Блогу

Организация доступа к учетной информации


Ветрова Наталья
Ветрова Наталья
02.03.2013

Ценным ресурсом для осуществления процесса управления предприятием является экономическая информация, большую часть которой обеспечивает должным образом организован бухгалтерский учет. Отсутствие организационных мероприятий по созданию безопасности учетной информации снижает возможности реализации конкурентных преимуществ компании в условиях рыночных отношений.

С учетом того, что рациональная организация бухгалтерского учета направлена на обеспечение пользователей достоверной информацией, к сведениям, которые составляют коммерческую тайну, целесообразно относить данные о:
  - организационной структуре предприятия, технологическом процессе и производственных мощностях;
  - инвестиционных программах и их технико-экономическом обосновании;
  - планах по расширению объемов и ассортимента производства;
  - размерах и условиях банковских и других кредитов;
  - покупателях и клиентах компании;
  - подготовке и результатах переговоров с деловыми партнерами, условиях по хозяйственным договорам;
  - подготовке, принятии и выполнении отдельных решений руководства по коммерческих, производственных, научно-технических вопросах;
  - применяемом программном обеспечении;
  - состоянии банковских счетов;
  - структуре производства, запасах сырья и готовой продукции, материалах о рационализаторских предложениях, описании технологий;
  - результатах научных исследований, экспертиз, технологических анализов.

Перечень сведений, которые являются коммерческой тайной, должны определять соответствующие специалисты предприятия: юристы, программисты, конструкторы, технологи и специалисты по производству, сотрудники отдела кадров и др. с привлечением специалистов других подразделений.

Для создания режима доступа к коммерческой тайне предприятия может применяться следующая последовательность действий:
  - определение перечня заинтересованных лиц и их интересов по информации предприятия;
  - установление перечня компетентных лиц по отнесению сведений к коммерческой тайне, а также лиц, которые имеют доступ к ней;
  - обоснование перечня коммерческой тайны;
  - определение прав, обязанностей и ответственности лиц, которые используют коммерческую тайну;
  - разработка порядка доступа к информации (получение, использование, распространение, хранение) заинтересованными лицами;
  - выбор формы представления и периодичности предоставления информации.

Для обеспечения защиты коммерческой тайны могут применяться следующие меры:
  - административные (предусматривают создание режима доступа к информации, которая составляет коммерческую тайну, с помощью соответствующего документального оформления);
  - социально-психологические (использование экономических и социально-психологических стимулов для формирования адекватного отношения работников к предприятию).

Рекомендации заказчиков