В узком определении человеческий капитал на первом этапе исследований определялся как образовательный человеческий капитал. На втором этапе в состав человеческого капитала ученые начали включать инвестиции в воспитание, образование, науку, здоровье, информационное обслуживание, а также культуру и искусство.
На третьем этапе развития категории человеческого капитала были добавлены инвестиции в компоненты, чтобы обеспечить безопасность людей, в подготовку элиты, развитие гражданского общества, повышение эффекта от обслуживания человеческого капитала, а также инвестиции в повышение качества жизни населения.
Таким образом, человеческий капитал можно определить как синтетическую и сложную социально-экономическую категорию, находящуюся на пересечении различных наук: экономики, психологии, информатики, истории, социологии, медицины, педагогики, философии и пр.
На сегодня количественная оценка человеческого капитала достаточно востребована, однако надо понимать важность связи человеческого капитала и финансовых результатов предприятия, который в современных условиях с помощью традиционных методов бухгалтерского учета определить невозможно.
Проблемным вопросом является учет инвестиций в человеческий капитал и измерения полученных результатов. Средства потраченные на обучение и повышение квалификации рабочих по правилам финансового учета следует отнести на затратные счета, а не на счета инвестиций, хотя с точки зрения управленческого учета их лучше отнести к инвестициям.