Ведение учета бухгалтером частным предпринимателем является выгодным как для бухгалтера, так и для предприятия. У предприятия появляется возможность стимулировать бухгалтера частного предпринимателя до более качественного выполнения работы путем определения в договоре с ним ответственности за ущерб, который понесет предприятие в результате недостаточно профессионального исполнения им своих обязанностей (уплаченные штрафы и пеня; неправильно рассчитаны налоговые обязательства, которые потянули за собой начисление недоимок и т.д.).
Кроме того, все работы бухгалтер частный предприниматель может выполнять по месту государственной регистрации с использованием собственных средств труда, что позволяет предприятию избежать создания дополнительных рабочих мест и оснащение их техническими средствами, обеспечения канцелярскими принадлежностями и пр.
Вместе с тем, бухгалтер частный предприниматель может выдвигать условия руководителю предприятия относительно режима работы, условий труда и т.д., что должно предусматриваться в договоре оказания услуг.
Частный предприниматель получает возможность по минимизации налогов: платит взносы в социальные фонды, а также подоходный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Он получает новые источники заработка и возможность использовать по своему усмотрению без каких-либо ограничений в суммах и по целям использования денежных средств, которые поступили на счет в банке.
Ведение бухгалтерского учета бухгалтером-частным предпринимателем является целесообразным для предприятий, которые:
- имеют относительно небольшой объем хозяйственных операций;
- не имеют достаточно средств для привлечения на работу специалиста соответствующей квалификации;
- нуждаются в проведении мероприятий по организации бухгалтерского учета (формирование или корректировка учетной политики, анализ состояния ведения бухгалтерского учета, рационализация работы бухгалтерской службы и т.д.).
При принятии решения предприятием использовать услуги специалиста по бухгалтерскому учету — физического лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности, необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- как правильно заключить договор с частным предпринимателем;
- какие условия предусмотреть в нем;
порядок представления отчетности, подписание официальных документов бухгалтером-частным предпринимателем.
В процессе своей работы бухгалтер выполняет ряд функций, которые требуют предоставления ему особых полномочий. К таким функциям относятся:
- выдача разрешения на осуществление хозяйственных операций (подписания первичных документов);
- составление, подписание и представление бухгалтерской отчетности;
- подписание и регистрация движения доверенностей на получение товарно-материальных ценностей;
- составление налоговых накладных;
- осуществление операций с денежными средствами и др.
Выполнение каждой из этих функций лицом, которое не является штатным работником предприятия, без предоставления соответствующих полномочий в установленном законодательством порядке недопустимо. Это может привести к таким негативным последствиям, как признание составленных документов недействительными.
Чтобы бухгалтер частный предприниматель имел возможность выполнять все указанные функции, следует придерживаться определенного порядка действий:
1. Определить условия договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета.
2. Обеспечить выполнение основных функций по ведению бухгалтерского учета.
3. Оформить приказ, который закрепляет форму организации бухгалтерского учета.
4. Заключить с лицом, уполномоченным осуществлять кассовые операции, договор о полной материальной ответственности.
Примерный перечень услуг, которые указываются в договоре на оказание бухгалтерских услуг в разделе “Предмет договора”, может быть следующим:
- отражение хозяйственных операций, произведенных предприятием за отчетный месяц, в учетных регистрах на основании предоставленных предприятием надлежащим образом оформленных первичных документов;
- составление предусмотренной законодательством финансовой, налоговой, статистической, управленческой отчетности, представление этой отчетности по установленным адресам и в установленные законодательством сроки;
- расчет всех предусмотренных законодательством налогов и сборов, которые уплачивает предприятие;
- выполнение функций кассира;
- подписание первичных документов, фиксирующих факты совершения хозяйственных операций, в строке “главный бухгалтер/ бухгалтер”;
- участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия;
- участие в инвентаризации имущества предприятия и т.д.
Отношения с бухгалтером-предпринимателем определяются гражданским, а не трудовым законодательством. Гражданско-правовой договор, в отличие от трудового, предоставляет более широкие возможности по определению порядка возмещения ущерба и ответственности лица, оказывающего услуги по ведению бухгалтерского учета.
За невыполнение услуг, не оговоренных договором, бухгалтер частный предприниматель не может привлекаться к ответственности. Если в договоре соответствующие виды услуг обусловлено, то бухгалтер-предприниматель должен нести ответственность за ненадлежащее их исполнение или неисполнение.
Договор с бухгалтером-предпринимателем, как правило, является срочным, и если предприниматель не выполняет условий договора, договорные отношения значительно проще прекратить по инициативе предприятия.