Назад к Блогу

Услуги по ведению бухгалтерского учета аудиторской фирмой


Колодеева Светлана
Колодеева Светлана
28.04.2014

Заключение договора с аудиторской фирмой — форма организации бухгалтерского учета, которая позволяет предприятию заказчику переложить часть ответственности за ведение бухгалтерского учета на специалистов специализированной фирмы. Правоотношения между сторонами регулируются гражданским законодательством.

В договоре о предоставлении услуг по ведению бухгалтерского учета между предприятием и аудиторской фирмой можно оговорить, что всю финансовую и налоговую отчетность подписывает исполнитель — аудитор, на которого возлагается ответственность за неправильное и неполное начисление и уплату налогов в бюджет.

Перед заключением договора, предусматривающего передачу функций, необходимо обсудить роли, а также четко определить обязанности каждой из сторон.
Особого внимания заслуживает пункт договора между аудиторской фирмой и предприятием, касающийся объема работ, которые должен выполнить посторонний субъект ведения бухгалтерского учета.
Право выдачи указаний и распоряжений для персонала аудиторской фирмы имеет только должностное лицо данной фирмы. Таким образом, работники не несут юридической ответственности за невыполнение распоряжений и указаний должностных лиц предприятия.

Перед направлением работников на предприятие с каждым из них аудиторская фирма заключает письменный трудовой договор, где указывается, какую работу работник обязуется выполнять и на какой должности.
До начала работы по заключенному трудовому договору фирма в соответствии с требованиями трудового законодательства разъясняет работнику его права и обязанности, информирует об условиях труда под расписку, о наличии на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, а также о возможных последствиях их воздействия на здоровье, о льготах за работу в подобных условиях. Поскольку всю ответственность за соблюдение требований трудового законодательства несет аудиторская фирма, то она контролирует соблюдение условий труда при выполнении персоналом работы в помещениях предприятия.
Форма организации бухгалтерского учета, которая предусматривает ведение учета аудиторской фирмой, имеет будущее, поскольку малым и средним предприятиям экономически нецелесообразно создавать собственную бухгалтерскую службу. В то же время предприятия, которые специализируются на предоставлении данного вида услуг, имеют возможность привлекать к работе высококвалифицированных специалистов, целенаправленно отслеживать все изменения в сфере бухгалтерского и налогового законодательства, накапливать опыт и на его основе принимать решения в сложных и законодательно не урегулированных ситуациях. При необходимости специалисты таких фирм могут представлять интересы предприятия в спорах с налоговыми органами и в судах.

Существует мнение, что вести бухгалтерский учет у клиентов могут аудиторы, услугами которых пользуется предприятие. Однако для целей обнародования и подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета владелец предприятия должен заключить отдельный договор с другим аудитором о проведении аудита.
Предоставление услуг по ведению бухгалтерского учета аудиторской фирмой за каждый отчетный период оформляется актом выполненных работ и подписывается сторонами.
Расходы на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета относятся к административным расходам предприятия.

Преимуществом ведения учета “внешним” бухгалтером является то, что предприятие освобождает себя от необходимости сдавать отчетность и отслеживать нормативную базу; квалификация собственного бухгалтера перестает быть определяющей, поэтому его заработную плату можно уменьшить; ответственность за ошибки в документах несет постороннее лицо.
При наличии потребности аудиторская фирма также может взять на себя сопровождение (консультантами, юристами, адвокатами) всех проверок клиента контролирующими органами.
Практика свидетельствует, что на предприятиях, которые пользуются услугами специализированных предприятий по ведению бухгалтерского учета, наблюдается уменьшение штрафных санкций по итогам проверок контролирующих органов на 60-80 % по сравнению с теми предприятиями, которые пользуются услугами штатных бухгалтеров.

Рассмотрим преимущества и недостатки использования услуг по ведению бухгалтерского учета аудиторской фирмой.
Среди преимуществ этой формы организации бухгалтерского учета следующие:
1) профессиональный дифференцированный подход к привлечению специалистов;
2) количество специалистов не зависит от суммы оплаты за услуги;
3) расходы на ведение учета относятся к расходам предприятия, предусмотренным налоговым законодательством;
4) в состав услуг включаются юридические и консультационные услуги.
Среди недостатков следует выделить:
1) специалисты находятся на предприятии не постоянно;
2) отсутствие контроля деятельности фирмы, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета;
3) требуется наличие специалистов должного уровня;
4) сложно получить данные о профессиональном уровне специалистов, которые ведут бухгалтерский учет предприятия.

Следует учитывать, что ведение бухгалтерского учета сторонней организацией значительно увеличивает вероятность нежелательной для предприятия утечки информации, что усложняет контроль выполнения учетных функций. Кроме того, услугами аудиторских фирм по ведению бухгалтерского учета могут пользоваться не все предприятия, ведь на некоторых из них условия хозяйствования требуют постоянного наличия штатных работников во главе с главным бухгалтером.
Для устранения действия указанных недостатков предприятие может выбрать и комбинированный вариант. Например, ведение бухгалтерского учета поручить аудиторской фирме, а для ведения налоговых расчетов создать отдельную службу (отдел, группу и т.д.) на предприятии.

Рекомендации заказчиков