Фото
Колодеева Светлана
04.08.2014

    Управление рисками в условиях аутсорсинга

    Среда, в которой функционирует субъект аутсорсинга, требует постоянных усилий его управленческого персонала по усовершенствованию решений относительно обеспечения экономической безопасности фирмы при оказании услуг своим клиентам. Необходимыми составляющими этого процесса являются анализ и оценка функционирования предприятия в условиях определенных угроз и рисков.


    Угрозу можно трактовать как ущерб, опасность, конфликт, как появление или увеличение риска или вероятности того, что цель не будет достигнута. Критерием безопасности предприятия может быть защищенность элементов предприятия или достижения цели, например, получения прибыли. Угроза — это потенциальная опасность нарушения экономической безопасности субъекта хозяйствования, способная порождать негативные последствия потерь и нанесения ущерба.


    Характерные тенденции последних лет в риск-менеджменте в России:
    1. Рост спектра рисков, с которыми сталкиваются промышленные предприятия, банковские учреждения и инвестиционные компании.
    2. Кардинальное изменение подхода к важности риска в предпринимательской деятельности. Субъекты хозяйственной деятельности стали больше уделять внимание рискам, которые приводят к банкротству. Параллельно активно развивается антикризисный менеджмент.
    3. Вырос статус риск-менеджмента на организационном уровне — много частных и публичных акционерных обществ ввели в организационные структуры предприятий отделы по управлению рисками.
    Зарубежная практика свидетельствует о том, что руководство успешных и динамично растущих компаний достаточно широко применяет управление рисками как в отдельных функциональных областях бизнеса компании (функциональный риск-менеджмент) — производство, финансы, кадры и т.п., так и в рамках всей компании в целом (стратегический, комплексный, интегральный риск-менеджмент).
    Мировая практика разработала ряд стандартов, которые рассматривают практические вопросы управления предпринимательскими рисками:
    1) Стандарт по риск-менеджменту Федерации европейских ассоциаций риск-менеджмента, Великобритания, 2002 г. (Risk Management Standard, FERMA);
    2) Австралийско-новозеландский стандарт по риск-менеджменту, 2004 г. (Australian / New Zealand Risk Management Standard AS/NZS 4360:2004);
    3) документы Базельского комитета по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision), 2004 г.: стандарт достаточности капитала “Базель-2” (Basel II) и стандарты управления кредитными, финансовыми и операционными рисками;
    4) Комплексные основы риск-менеджмента в рамках всей компании, 2004 г. (Enterprise Risk Management — Integrated Framework (ERM)) Комитета спонсорских организаций Комиссии Трэдвея, США (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO), USA);
    5) Рекомендации по использованию принципов и реализации управления рисками, 2009 г. (Risk management — Principles and guidelines on implementation (ISO 31000:2009) Международной организации по стандартизации (International organization for Standardization).


    Эти документы дают возможность управленческому звену предприятий получить информацию относительно специфики конкретных этапов риск-менеджмента и построить эффективную систему управления рисками.
    В условиях аутсорсинга данный вопрос весьма актуален ввиду того, что аутсорсер является хозяйствующим субъектом, в деятельности которого возникают определенные риски, а также поставщиком услуг для других компаний по разработке политики деятельности в условиях риска. Это требует соответствующей подготовки персонала аутсорсинговой компании.

    Количество просмотров: 524