Назад к Блогу

Рынок кадрового аутсорсинга в России


Колодеева Светлана
Колодеева Светлана
01.05.2014

Многие отечественные и иностранные компании давно обратили свое внимание на рынок аутсорсинга, который еще называют аутсорсингом персонала после кризиса 1998 года. Как раз в этот период пришло понимание, что не количество сотрудников в штате предприятия влияет на эффективность его деятельности, а именно профессиональные навыки и новая компетенция. На помощь кадровым сотрудникам пришли аутсорсинговые компании, умеющие определить кадровую стратегию фирм на будущее.

Аутсорсинг предполагает, что за пределы кадрового руководства компания выводит значимые подразделения, к примеру, рекламную группу, маркетинговую группу, специалистов, занимающихся непрофильными для фирмы работами – транспортное хозяйство, работники сферы питания и пр. Таким образом, сотрудники, оказывающие непрофильные для конкретной фирмы услуги, выводятся за пределы анализа заказчика. Фирма-заказчик берет в долгосрочную (краткосрочную) аренду работников у фирмы-провайдера. Следовательно, эти сотрудники на постоянной основе числятся в фирме-провайдере, заказчик формирует штат сотрудников для выполнения необходимых работ.

Несмотря на удачи применения аутсорсинга персонала в России, все же существует ряд проблем применения кадрового аутсорсинга, которые на сегодня решаются с трудом. Например, сокращение операционных издержек вынуждает крупные предприятия воспользоваться услугами лизинга персонала. При этом статистика показывает, что у 30 % компаний, воспользовавшихся этой услугой, наблюдается сокращение издержек производства, кроме того, почти 30 % заказчиков сфокусировали свое внимание на основной деятельности, что позволило повысить конкурентоспособность предприятий. Но 11,5 % заказчиков аутсорсинга признали, что лизинг персонала усложнил задачи развития фирмы, причиной чему является содержание весьма дорогих кадров. Это тяжелое бремя для многих компаний.
Кроме того, проблемным фактом, который признает каждая аутсорсинговая фирма в России, является то, что практически 30 % компаний не знают или очень плохо осведомлены о том, какие преимущества предполагает использование лизинга персонала. Еще одним фактом, усложняющим развитие рынка, на сегодня является то, что практически 26 % предприятий – потенциальных заказчиков услуг – считают, что экономическая ситуация в стране не способствует развитию и использованию аутсорсинга в России.

Используя анализ кадров, аутсорсинговая фирма способна удовлетворить следующие задачи для заказчика:

  • анализ коммерческих услуг на четко продуманной профессиональной основе;
  • обеспечение стандартизированного ценообразования;
  • проектирование модели продаж услуг;
  • обслуживание программ развития фирмы.

Таким образом, выполнение этих задач позволяет аутсорсинговой компании превратиться в страховщика между фирмой-поставщиком услуг и непосредственно фирмой-заказчиком.
На сегодня в России рынок кадрового делопроизводства на условиях аутсорсинга предлагает следующие услуги:
  - разработка организационных положений по охране труда;
  - юридическая проверка составленных трудовых договоров и других кадровых документов;
  - составление договоров различного типа: трудовых с работниками; трудового договора с руководителем; коллективного договора и пр.;
  - составление должностных инструкций, а также положений и других документов;
  - проведение кадрового аудита с практическими рекомендациями, а также разработкой плана по оптимизации кадрового делопроизводства с учетом положений по охране труда;
  - постоянное хранение кадровой документации;
  - организация отдела кадров и ведение кадровой работы в пределах абонентского кадрового обслуживания.

Абонентское кадровое обслуживание обеспечивает заказчику следующий пакет услуг:

  1. Прием сотрудников на работу: оформление приказов, трудовых договоров, договоров о материальной ответственности и пр.
  2. Перевод сотрудников на другую работу: оформление приказов, а также дополнительных соглашений к трудовому договору.
  3. Увольнение сотрудников: оформление приказов, внесение записей в трудовые книжки, ведение книги учета движения трудовых книжек и пр.
  4. Внесение изменений в штатное расписание фирмы: издание приказов, а также оформление нового штатного расписания фирмы.
  5. Оформление отпусков (очередных и без сохранения заработной платы): составление графиков отпусков, а также оформление приказов и внесение записей в Т-2.
  6. Оформление командировок: оформление приказов, командировочных удостоверений.
  7. Оформление поощрений: издание приказов, внесение записей в трудовые книжки.
  8. Оформление наказаний: проведение консультаций по правомерности дисциплинарных взысканий, а также составление приказов и пр. документов.
  9. Оформление справок: подготовка различных справок для сотрудников (справка с места работы, справка о трудовом стаже и пр.).
  10. Ведение табелей учета рабочего времени: передача бухгалтерам табелей учета рабочего времени (при условии бухгалтерского обслуживания в компании).
  11. Ведение личного дела: ведение личных дел, а также карточек формы Т-2.
  12. Воинский учет: осуществление контроля за воинским учетом на предприятии.
  13. Ведение трудовых книжек, в том числе книги учета движения трудовых книжек, первичное их оформление.

Рекомендации заказчиков