Назад к Блогу

Аутсорсинг в системе госуправления в России


Колодеева Светлана
Колодеева Светлана
04.01.2016

В России аналог концепции «новое государственное управление» (New Public Management) начал развиваться в рамках так называемой административной реформы 2006-2010 гг. Ее авторы исходили из того, что функции государственных органов являются специфической формой услуг, которые при надлежащей регламентации можно рассматривать в качестве товара, который имеет свою цену. При этом часть бюджетных расходов, ранее направлявшуюся на содержание административного аппарата, можно направлять на закупку необходимых услуг на конкурсных условиях.

Это может сделать бюджетные расходы более «прозрачными», а также сформировать рынок соответствующих услуг и использовать конкуренцию для повышения качества и снижения цены.

Административной реформой в России инициированы развитие разнообразных форм взаимодействия бизнеса и государства, получивших название государственно-частного партнерства, основными из которых являются: контрактные и арендные отношения, лизинг, соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения, финансово-промышленные группы, аутсорсинг. Аутсорсинг государственных и муниципальных функций управления является одной из форм государственно-частного партнерства, заключающейся в передаче на условиях договора отдельных процессов (видов работ) внешней организации при сохранении общей ответственности органа исполнительной власти.

В концепции административной реформы в РФ аутсорсинг трактуется, как механизм выведения отдельных видов деятельности за рамки функционирования органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе. Важнейшими отличительными чертами аутсорсинга в органах государственной власти являются: а) конкурсность - определение внешних исполнителей на основании победы в конкурсе на оказание работ или услуг; б) сохранение ответственности государственного органа за надлежащее исполнение функций, передаваемых на аутсорсинг.

Имеется ряд специфических особенностей в деятельности госорганов в РФ, которые затрудняют, или существенно ограничивают использование потенциала аутсорсинга. Во-первых, бюджетное планирование осуществляется на трехлетнем горизонте, а реальные средства выделяются на годовой период. Это затрудняет процедуру проведения конкурсов и порождает неуверенность потенциальных аутсорсеров в долгосрочности намерений заказчиков, особенно при реализации инвестиционноемких проектов. Во-вторых, российское законодательство не предусматривает «гибкости» бюджета, не допускает перераспределять ассигнования между получателями. В-третьих, отсутствует методическая база ценообразования на госуслуги. В-четвертых, высокая «забюрократизированность» администрирования значительно затрудняет и удлиняет процессы принятия решений о переходе к аутсорсингу. В-пятых, «псевдоаутсорсинг» стал распространенным механизмом хищений бюджетных средств, что дискредитировало идею аутсорсинга, заставило многие учреждения надолго отказаться от его использования. 

Рекомендации заказчиков