Назад к Блогу

Аутсорсинг и использование международного опыта в развитии транспорта


Колодеева Светлана
Колодеева Светлана
05.02.2016

Транспорт является основой экономики страны, и поэтому его эффективное развитие и инновационное обновление является неотъемлемой составляющей механизма, который способен вывести экономику на высокотехнологичный уровень.

На сегодняшний день, для стабильной и рентабельной позиции любого хозяйствующего субъекта, неотъемлемой частью является поиск новых, неординарных путей повышения эффективности деятельности и сохранения конкурентных преимуществ. Одним из таких направлений является аутсорсинг.

Аутсорсинг является способом оптимизации деятельности компании за счет концентрации внимания на основном предмете деятельности и передачи на долговременной основе непрофильных бизнес-процессов внешним специализированным компаниям, имеющим квалифицированный персонал, опыт и техническое оснащение. В России, к примеру, предприятия железнодорожного транспорта пребывают на завершающем этапе реформирования, и на всех из них используется аутсорсинг.

Рост популярности аутсорсинга в западных странах обусловлен конкурентной борьбой и необходимостью поиска долговременных стратегий, эффективно обеспечивающих устойчивые конкурентные преимущества. В начале 80-х годов западные фирмы осознали, что потребители являются не единственным предметом соперничества субъектов хозяйствования. Одной из зон конкуренции очень четко начала вырисовываться борьба за качественные трудовые ресурсы.

Применение аутсорсинга позволяет фирме сконцентрироваться на основном бизнесе, повышая его эффективность, качество продукции за счет передачи специализированным фирмам определенных бизнес-процессов, не являющихся профильными, но необходимыми для полноценной деятельности фирмы. Передача функций и операций на аутсорсинг является рыночно ориентированной практикой, предполагающей наличие партнерских отношений, рассчитанных на перспективу.

Эффективность аутсорсинга должна достигаться за счет того, что специализированная фирма обеспечивает более качественное и профессиональное выполнение определенных функций, вверенных ей. На ОАО «РЖД» была разработана Стратегическая программа развития. Одной из основных задач этой реформы было повышение эффективности деятельности отрасли в целом и отдельных ее субъектов, в т.ч. благодаря выводу непрофильных процессов, с учетом применения аутсорсинга – способа вывода непрофильных процессов.

Согласно программе до 2010 года за счет выведения персонала в прочие виды деятельности, а также на основе применения аутсорсинга, обеспечено высвобождение более 43 тыс. человек. Аутсорсинг применяется на железных дорогах, однако это не везде его можно считать целесообразным, поскольку в ряде случаев на аутсорсинг выводятся работы, передача которых приводит к увеличению расходов ОАО "РЖД".

Железные дороги, прежде всего, передают на внешние услуги отдельные виды технологических операций, а также применяют аутсорсинг для покрытия сезонных потребностей в дополнительном персонале. Практика передачи на аутсорсинг видов деятельности или производственных циклов широкого распространения не получила, однако исключением является обслуживание пассажиров в поездах и передача прачечных комплексов.

Следует отметить, что активное применение аутсорсинга в России началось менее 10 лет назад. Изначально такая услуга была востребована крупными зарубежными фирмами, которые реализуют в России масштабные проекты, к примеру, строительство нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, поставки телекоммуникационного оборудования и пр. Следует отметить, что использование аутсорсинга необходимо при наличии на рынке фирм, способных качественно выполнять передаваемые процессы, при этом сокращая расходы железных дорог и повышая качество предоставляемых услуг.

Рекомендации заказчиков