По мнению юриста, сотрудников можно принять по трудовому договору. Работодатели могут брать сотрудников «напрокат», что помогает обойти строгие требования миграционного права. Нанимать мигрантов можно лишь при наличии разрешения государства, а их аренда уже и не является наймом.
Однако у ФМС есть собственное мнение: услуга аутстаффинга является трудовым договором, если позволяет обойти законодательство. Российские ритейлеры обращались к властям, чтобы изменить нормы действующего Постановления правительства РФ от 27.11.2010 г. № 947, которое запрещает использовать трудовых мигрантов в сфере торговли.
Согласно этому постановлению в случае даже легального трудоустройства с получением разрешения на работу нанять для торговли мигранта нельзя. Соответствующие обходные пути нормативного документа разработаны еще в времена, когда для найма мигрантов из зарубежья необходимо было обращаться в ФМС для получения специального разрешения. Например, компания «А», желающая привлечь к работе мигрантов, по трудовому договору сотрудника не нанимает, а заключает с компанией «Б» договор об оказании услуг (выполнении работ). После этого компания «Б» привлекает для исполнения договора мигрантов. Компания «А» нанимает работников в соответствии со всеми правилами и отчисляет налоги со своих доходов, но боится штрафов за незаконный доступ к труду мигрантов. Компания «Б» — это подрядчик, который имеет договор с «А» и собственных сотрудников-мигрантов, при этом налогов не платит и не особо дорожит своим именем. Это может быть фирма-однодневка.
Если в компанию «А» придет проверка, и контролеры поставят вопрос о штрафе, контролерам можно будет показать договор, согласно которому «Б» оказывает услуги «А», а сотрудники компании «Б» пребывают в «А» для исполнения трудовых обязанностей. Именно компания «Б» обязана четко соблюдать трудовое законодательство РФ. Компания «А» лишь обязуется оплачивать услуги компании «Б».
Эта схема является лизингом персонала — аутстаффингом. Если грамотно применять составленный договор, привлечь компанию «А» к юридической ответственности нельзя, так как ст. 18 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности мигранта или лица без гражданства без разрешения на работу либо патента. Однако компания «А» в данном случае привлекает не мигрантов, а другую компанию.