Несмотря на кризисное состояние экономики, большинство современных компаний все же постоянно ищут новых сотрудников. Этим обусловлено появление такого понятия и явления, как рекрутмент.
Рекрутмент представляет собой привлечение, отбор и подбор специалистов для сотрудничества. Зачастую эти вопросы решаются штатными специалистами по подбору персонала, но возможен и вариант, когда организация прибегает к услугам кадровых агентств.
На практике применяются внутренний и внешний виды рекрутмента персонала. Внутренний предусматривает применение одной из форм для содействия карьерному росту работников организации. Достоинствами внутреннего рекрутмента являются:
- отсутствие дополнительных расходов на поиск и подбор необходимых сотрудников;
- возможности занятым сотрудникам планировать карьерный рост в фирме, что существенно повышает производительность труда и позволяет удерживать хороших работников внутри организации;
- сотрудник, работающий в штате компании, лучше осведомлен о работе, ее специфике, что обеспечит более быстрый положительный результат;
- штатный кандидат уже имел возможность зарекомендовать себя лучшим образом.
Недостатком внутреннего рекрутмента является ограниченный круг претендентов на вакантное место.
Услуга внешнего рекрутмента обеспечивает поиск и подбор сотрудников из сторонних источников.
Следовательно, среди его достоинства следующие:
- широкий круг претендентов на должность, поскольку можно использовать услугу массового рекрутмента, когда фирма может подбирать персонал для нескольких вакантных должностей из большого количества претендентов;
- возможность подбора кадров по возрастным критериям;
- возможности разбавлять сформированный коллектив новыми кадрами.
Среди недостатков, прежде всего, большие расходы на поиск сотрудников, а также высокая вероятность приема на должность кандидата, не соответствующего предъявляемым требованиям. Кроме того, может ослабевать контроль над процессом поиска и отбора персонала.
Процесс поиска и подбора рабочей силы с помощью услуг специальных агентств называется еще рекрутингом. Эта услуга предусматривает поиск кандидатов; выбор из них потенциальных претендентов; отбор кандидатов на вакантные должности; создание условий для адаптации новых специалистов.
Рекрутинговые агентства обеспечивают подбор необходимых специалистов для клиентов и за определенное вознаграждение согласно условиям договора. В договоре может предусматриваться, что агентство получает оплату после того, как новый сотрудник успешно пройдет испытательный срок. Другие агентства получают аванс за свои услуги, остальные деньги – после прохождения испытательного срока и устройства специалиста на работу.