Назад к Блогу

Предприятиям, нанимающим мигрантов, могут увеличить налоги на 30 %


Каренина Марина
Каренина Марина
25.06.2014

Юридические лица, привлекающие к труду мигрантов, могут платить налоги, увеличенные на треть. С этой инициативой увеличения выступило Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Соответствующий документ внесен в Госдуму.

Законопроект предусматривает повышение налоговой ставки на треть тем предприятиям, у которых доля работников-мигрантов, в том числе на условиях гражданско-правовых договоров, превышает 30 %. Исключением будут лишь те иностранцы, которые привлечены в качестве высококвалифицированных специалистов. Ставки предложено поднять для следующих налогов: налог на прибыль организаций, НДФЛ, единый сельскохозяйственный налог, едины налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности. Увеличение налогов планируется при использовании упрощенной и патентной системы налогообложения.
По мнению авторов, подобное повышение налоговых обязательств сделает экономически нецелесообразным применение неквалифицированной рабочей силы мигрантов, что приведет к увеличению числа занятых граждан РФ.


На сегодня трудовая миграция в легальной и нелегальной формах является одним из наиболее острых политических и социальных вопросов страны. Авторы законопроекта обосновывают необходимость внесения изменений в законодательство следующим образом: «Постоянно возрастает количество трудовых мигрантов, которые по сравнению со своими предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки. Востребованность этих мигрантов обуславливается низкими заработными ожиданиями этих работников. Одновременно наблюдается эмиграционный отток из страны квалифицированных специалистов. Действующее миграционное законодательство страны не в полной мере отвечает потребностям экономического развития России, поскольку оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не предусматривает мер, направленных на стимулирование привлечения работодателями граждан РФ, в то время как действующие на территории РФ биржи труда заполнены желающими найти работу».


Мигранты большую часть своей заработной платы, полученной в России, переводят к себе на родину. Следовательно, капитал уходит из страны, что крайне негативно влияет на экономику. Повышенные налоговые ставки, по мнению авторов законопроекта, позволят исправить подобную несправедливость.


Партнер ФБК по налогам и праву Надежда Орлова с подобной постановкой вопроса не согласна: «По моему мнению, идея этого закона утопична и вредна. Действующее законодательство постулирует для мигрантов те же права и обязанности, что и для россиян. Предлагаемый законопроект устанавливает дискриминационные условия для фирм, использующих иностранных работников. Подобные предложения противоречат политике, которую проводит руководство России по стимулированию экономики, превращению Москвы в международный финансовый центр и созданию Евразийского экономического союза. К тому же, условия формирования ЕАЭС предполагают, в том числе, объединение трудовых ресурсов входящих в него государств. Таким образом, данный законопроект не учитывает, что мигранты могут оказаться гражданами именно стран — членов союза. Если государство хочет стимулировать определенные отрасли экономики, оно устанавливает режим максимального благоприятствования, а также предоставляет льготы, но не ужесточает условия работы. С учетом демографической ситуации в России существует нехватка собственных трудовых ресурсов, подобные инициативы могут оставить страну без необходимой рабочей силы. Если действительно есть необходимость в ограничении использования иностранной рабочей силы, то есть квоты, которые можно уменьшать».


Генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов также высказал свое мнение: «Эта инициатива вряд ли может поправить положение на рынке труда. Нецелесообразным будет не использование неквалифицированной рабочей силы, а афиширование ее наличия. Вряд ли мигрантов станет меньше. По данным Росстата, в одном только 2013 году в Москву прибыло более 3 млн. трудовых мигрантов. Число прибывших только за первое полугодие 2014 года близко к этому показателю. Поэтому будем объективны: вместо новых рабочих мест для россиян мы получим на деле «серые» зарплаты для мигрантов от «теневых» работодателей. Поэтому результаты работы добропорядочных налогоплательщиков вырастут в цене, за что расплачиваться придется гражданам России».
С 1 января 2015 г. въезд и выезд из РФ для граждан СНГ будет по загранпаспортам. Исключением будут государства, входящие в ЕЭП и Таможенный союз, о чем сообщается на сайте МИД РФ.

Эти нововведения будут сделаны с целью установления единого порядка пересечения государственной границы России и повышения эффективности контроля за миграционными процессами.
В комментарии российского ведомства сообщается: «Въезд и выезд из Российской Федерации для граждан государств, с которыми подписано межправительственное Соглашение о взаимных безвизовых поездках от 30 ноября 2000 года, по-прежнему не требует получения виз и сохраняет свой предельно либеральный режим».

Рекомендации заказчиков