Ответственность, которую несут стороны при лизинге персонала, предусматривается в договоре на оказание услуг (выполнение работ), согласовывающем взаимоотношения предприятия и бухгалтера-предпринимателя (аудиторской фирмы).
Во время заключения такого договора на оказание бухгалтерских услуг следует предусмотреть:
- перечень услуг по ведению бухгалтерского учета;
- требования к качеству услуг;
- порядок и место предоставления услуг;
- перечень первичных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, а также порядок и сроки представления документов предприятием исполнителю. При необходимости можно оговорить, какие документы фиксируют факт передачи документов;
- порядок и сроки составления акта выполненных (оказанных) услуг;
- размер и порядок оплаты предоставленных услуг;
- ответственность сторон;
- срок действия договора и т.п.
Ведение бухгалтерского учета бухгалтером-частным предпринимателем является целесообразным для предприятий, которые:
- имеют относительно небольшой объем хозяйственных операций;
- не имеют достаточно средств для привлечения на работу специалиста соответствующей квалификации;
- нуждаются в проведении мероприятий по организации бухгалтерского учета (формирование или корректировка учетной политики, анализ состояния ведения бухгалтерского учета, рационализация работы бухгалтерской службы и др.).
При принятии решения предприятием использовать услуги специалиста по бухгалтерскому учету необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- как правильно заключить договор с частным предпринимателем;
- какие условия предусмотреть в нем;
- порядок представления отчетности, подписание официальных документов бухгалтером-частным предпринимателем.
Примерный перечень услуг, которые указываются в договоре на оказание бухгалтерских услуг в разделе “Предмет договора”, может быть таким:
- отражения хозяйственных операций, проводимых предприятием за отчетный месяц, в учетных регистрах на основании предоставленных предприятием надлежащим образом оформленных первичных документов;
- составления предусмотренной законодательством финансовой и другой отчетности, представление этой отчетности в установленные законодательством сроки;
- расчет всех предусмотренных законодательством для предприятия налогов и сборов;
- выполнение функций кассира;
- подписание всех первичных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственных операций, в строке “главный бухгалтер/ бухгалтер”;
- участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи или порчи активов предприятия;
- - участие в инвентаризации имущества предприятия и т.д.