Назад к Блогу

Мотивация персонала предприятия в условиях внешнеэкономической деятельности


Беляева Лариса
Беляева Лариса
06.02.2016

В современном менеджменте большое значение имеют мотивационные аспекты. Именно мотивация персонала является ключевым средством обеспечения оптимального применения ресурсов, а также мобилизации имеющегося кадрового потенциала фирмы. Основная цель мотивации - это получение максимальной отдачи от использования трудовых ресурсов, позволяющее повысить прибыльность деятельности предприятия при осуществлении внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД).

В целом мотивация является совокупностью движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий. Эти силы могут иметь внешнее и внутреннее происхождение, а также заставлять человека сознательно или бессознательно делать определенные поступки. Мотивация персонала включает ряд составляющих: мотивацию трудовой деятельности, т. е. стимулирование персонала к эффективной работе, что обеспечивает необходимые вознаграждения и удовлетворяет имеющиеся потребности; мотивацию продуктивной и стабильной занятости; мотивацию повышения квалификации работника; мотивацию владения средствами производства и т.д.

Факторы мотивации можно разделить на экономические и нематериальные стимулы. То есть, недостаточно мотивировать персонал только при помощи зарплаты. Кроме системы материального стимулирования в компании – субъекте ВЭД – должна быть разработана дополнительная система нематериальной мотивации сотрудников, которая ориентирована на удовлетворение психологических, но очень важных и значимых потребностей.

Систему мотивации разделяют на позитивную и негативную. Положительная мотивация направлена на поощрение персонала за высокие результаты. Это может быть премия к зарплате, звание лучшего сотрудника и т.д. Персонал следует мотивировать по промежуточным достижениям, не дожидаясь завершения работниками работы, поскольку значительные успехи трудно достижимы и сравнительно редки. Положительную мотивацию желательно подкреплять через не слишком большие интервалы времени. Негативная мотивация - это наказание за недостижение определенных планов или нарушение дисциплины. Основной целью наказания является не «месть» за неправильные действия подчиненного, а недопущение действий, которые могут принести вред субъекту ВЭД.

Вопрос о том, какой подход будет преобладающим - позитивный или негативный, - решается в зависимости от условий работы на конкретном предприятии и по отношению к конкретному сотруднику. Итак, мотивация должна быть адекватной и соответствовать результатам работы персонала предприятия в условиях ВЭД. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что система мотивации персонала предприятия - субъекта ВЭД не будет эффективной, если в ней предусмотрены лишь наказания. Однако она не будет эффективной, если будет состоять исключительно из положительных стимулов. Стоит отметить значимость и нематериальных инструментов стимулирования сотрудников предприятия и подтвердить ошибочность мнений об абсолютном значении материальных факторов.

Рекомендации заказчиков