Реализация на практике нормативных требований по составлению финансовой отчетности по МСФО требует четкой идентификации ее состава. Рассмотрим общие требования МСФО и отечественного законодательства к составу финотчетности, которую должны подавать субъекты хозяйствования, формирующие отчетность по международным стандартам.
Общие требования к структуре и содержанию финансовой отчетности общего назначения, то есть отчетности, цель которой — удовлетворить потребности пользователей, которые не могут требовать от субъекта хозяйствования составления финотчетности в соответствии с их информационными потребностями, определяет МСБУ (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности”.
Как установлено п. 9 настоящего стандарта, для предоставления пользователям информации о финансовом положении предприятия, финансовых результатах деятельности и его денежных потоках, а также о том, как управленческий персонал распоряжается вверенными ему ресурсами, в финотчетности следует раскрывать информацию по следующим элементам:
1) активы;
2) обязательства;
3) собственный капитал;
4) доходы и расходы, в т. ч. прибылях и убытках;
5) взносы и выплаты собственникам, которые действуют в соответствии со своими полномочиями;
6) денежные потоки.
Полный комплект финансовой отчетности включает (п. 10 МСБУ (IAS) 1):
а) отчет о финансовом положении на конец периода;
б) отчет о совокупных доходах за период (предприятие по собственному усмотрению может подавать информацию о компоненты прибыли или убытка либо в едином отчете о совокупных доходах, или в отдельном отчете о прибылях и убытках. Стандартом определено, что в случае составления отчета о прибылях и убытках он входит в полный комплект финотчетности и размещается перед отчетом о совокупных доходах);
в) отчет об изменениях в собственном капитале за период;
г) отчет о движении денежных средств за период;
д) примечания, содержащие краткое изложение существенных учетных политик и другие объяснения;
е) отчет о финансовом положении на начало наиболее раннего сравнительного периода, когда субъект хозяйствования применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финотчетности, или переклассифицирует статьи финансовой отчетности.
МСБУ (IAS) 1 предусматривает возможность использовать иные, чем предусмотренные стандартом, названия отчетов.
МСФО не установлено единого формата финотчетности общего назначения, порядка отображения статей и их названий. Они определяют лишь минимальный перечень статей, которые надо включить в финансовые отчеты, и обязывают субъекта хозяйствования четко идентифицировать каждый отчет, изложив в нем информацию о:
- названии субъекта хозяйствования, которое отчитывается, или другие способы идентификации и любые изменения в этой информации по сравнению с данными на конец предыдущего отчетного периода;
- касательно кого составлена финансовая отчетность — одного субъекта хозяйствования или группы субъектов;
- дату окончания отчетного периода или периода, охваченного комплектом финансовой отчетности и примечаниями;
- валюту представления отчетности;
- уровень округления, используемый при раскрытии сумм статей финотчетности.
Субъекты хозяйствования, которые обязательно или добровольно составляют отчетность по МСФО, должны внимательно изучить требования международных стандартов к перечню информационных показателей, требующих раскрытия в финансовой отчетности. При составлении финансовой отчетности такие субъекты должны учесть то, что:
1) применяются стандартизированные формы финансовой отчетности, перечень и состав которых определены ПБУ;
2) в финотчетности, составленной по МСФО, должна быть отражена вся информация, раскрытия которой требуют международные стандарты. Если в стандартизированных формах отсутствуют строки для информации и она не входит в перечень дополнительных статей, что является существенной и ее оценка может быть достоверно определена, то информация приводится в примечаниях к финансовой отчетности;
3) в финотчетности, при условии ее соответствия МСФО, обязательно проставляется пометка, что эта отчетность составлена по МСФО.