Одним из ключевых вопросов организации бухгалтерского учета, и в то же время проблемным для практики его ведения, является процедура приемки передачи дел во время увольнение бухгалтера. Это связано с необходимостью четкого определения обязанностей работника, который увольняется, и который принимается на работу, а также распределения ответственности за ошибки в ведении бухгалтерского учета между собственником (руководителем), бухгалтером, который увольняется, и новым бухгалтером.
Собственнику (руководителю) предприятия данная процедура позволяет проконтролировать состояние ведения бухгалтерского учета, вовремя выявить и исправить все допущенные ошибки. Это необходимо, прежде всего, для получения достоверной информации о деятельности предприятия и предотвращения или смягчения ответственности за допущенные нарушения. Бухгалтер, который увольняется, имеет возможность проверить состояние бухгалтерского учета и отчетности, которые остаются после него.
Для нового бухгалтера составления акта предусматривает знакомство с особенностями бухгалтерского учета на предприятии и избежание самостоятельной проверки результатов работы предшественника. Кроме того, для нового бухгалтера прием-передача дел — это возможность избежать ответственности за нарушение законодательства в будущем. На большинстве предприятий процедура приемки-передачи дел не выполняется, поскольку действующим законодательством комплексно не урегулирована.
Обязанности собственника (руководителя):
- ответственность за организацию бухгалтерского учета несет собственник (руководитель), поэтому он обязан обеспечить прием-передачу дел и документальное оформление этой процедуры (составление акта приемки-передачи);
- проконтролировать, чтобы работник на момент увольнения выполнил свои должностные обязанности и не оставил после себя проблем; с учетом требований законодательства найти ему замену и освободить бухгалтера;
- обеспечить контроль правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности, которые передаются; принять меры, необходимые для исправления выявленных ошибок в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности;
- принять соответствующие меры, если отсутствуют документы, или они утеряны или украдены;
- утвердить акт приемки-передачи дел.
Обязанности нового бухгалтера:
- принять участие в процессе приемки-передачи дел от предшественника.
Обязанности бухгалтера, который увольняется:
- не увольняться до момента приемки-передачи дел;
- принять участие в процессе приемки-передачи дел преемнику;
- исправить ошибки, если они обнаружены в процессе проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, которые передаются.