Способом стимулирования работников является психологическое воздействие как целенаправленное преднамеренное (или непреднамеренное) воздействие на изменение состояния, поведения, намерений, установок, мотивов, потребностей, решений, действий активности индивида.
Различают направленный и ненаправленный психологические воздействия. Механизмом первого являются убеждение (через обращение к критических рассуждений, мировоззрения человека) и внушения. Ненаправленный влияние является результатом процессов «заражение» (передача эмоционального состояния) и подражания.
В практике эффективного менеджмента применяется также способ стимулирования работников с помощью определенных действий. Это означает, что для производства конкурентоспособной продукции необходимо использовать групповое принятие решений вместо единоличных, а также обеспечить открытость каналов общения руководителей с непосредственными исполнителями. Кроме указанных методов вознаграждений применяются и другие.
В целом методы мотивации условно подразделяются на материальные и моральные. На практике все методы являются взаимосвязанными, взаимообусловленными и часто один может переходить в другой.
Существуют факторы, которые затрудняют процесс практического применения мотивации:
1) неочевидность мотивов (можно только догадываться, какие мотивы направляют конкретного человека к определенному виду деятельности);
2) изменчивость процесса мотивации (ее характер зависит от того, какие потребности инициируют мотивацию, хотя потребности находятся в динамическом взаимодействии);
3) различие творческих способностей отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, зависимость действия одних мотивов от других.