Назад к Блогу

Концепция экономической безопасности предприятия в условиях аутсорсинга


Колодеева Светлана
Колодеева Светлана
17.08.2014

Формирование эффективной системы обеспечения экономической безопасности предприятия в условиях аутсорсинга предусматривает разработку организационных и методических принципов учетной деятельности субъектов хозяйствования. Необходимо разработать концепцию экономической безопасности — систему мероприятий и целевых установок, определяющих стратегию и миссию повышения конкурентоспособности предприятия в целях обеспечения его экономической безопасности. 

Для достижения необходимого уровня экономической безопасности предприятия необходимы постоянное отслеживание, контроль, оценка и анализ системы рисков, влияющих на деятельность субъекта хозяйствования, а также разработка мероприятий по их минимизации. Одной из важнейших составляющих системы управления рисками является владение предприятием информацией, что позволяет всесторонне оценить влияние того или иного риска на его деятельность.

Мероприятия по минимизации рисков обеспечиваются своевременной информацией об изменениях рыночной среды и общей экономической ситуации. Этого можно достичь с помощью соответствующего учетно-аналитического обеспечения на различных уровнях управления.

Новые условия хозяйствования вызывают необходимость отражения в системе бухгалтерского учета опасностей, угроз и рисков, которые лежат в основе событий, которые фактически не состоялись, однако могут иметь место в хозяйственной деятельности предприятия. Представление информации о состоянии предприятия заинтересованным пользователям позволяет снизить риск принятия неадекватных и необоснованных экономических решений на основании учетных данных для сохранения надлежащего состояния экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Бухгалтерская информационная система может быть организована по разным уровням в зависимости от размера предприятия. Например, субъекты малого и среднего бизнеса организуют документооборот, финансовый и налоговый учет. На крупных предприятиях в состав бухгалтерской информационной системы входят также управленческий, экологический и социальный учет, система внутреннего контроля и контроллинга.
При этом каждый уровень организации учетной информации отвечает за различные функции:

  • документирование включает сбор, регистрацию и обработку информации;
  • финансовый учет отвечает за формирование бухгалтерских проводок, учетных регистров, бухгалтерской финансовой отчетности с использованием методов бухгалтерского учета;
  • управленческий учет отвечает за получение достоверной итоговой информации в различных измерителях для принятия управленческих решений, планирования и анализа хозяйственной деятельности предприятия;
  • налоговый учет отвечает за формирование налоговых регистров, получения информации для целей налогового планирования;
  • экологический учет способствует формированию информации об экологической ответственности предприятия;
  • контроллинг и внутренний контроль позволяют установить плановые показатели, необходимые для реализации стратегии обеспечения экономической безопасности предприятия; способствуют оценке правильности ведения различных видов учета на предприятии с целью обеспечения его безопасности.

На каждом уровне создается и используется специальное программное обеспечение и компьютеризированные рабочие места. Использование специальных компьютерных программ позволяет автоматизировать комплекс учетно-аналитических задач и задач внутреннего контроля, повысить эффективность деятельности бухгалтерских систем и значительно упрощает управление бухгалтерским учетом. На основании полученных данных информационных систем такого рода появляется возможность за отчетный период проводить оценку чистой прибыли, необходимой нормы прибыли, чистых активов, денежных ресурсов, а также себестоимости изготовленной продукции и т.д.

Важность информационных бухгалтерских систем для обеспечения экономической безопасности подчеркивает то, что учетную информацию могут использовать акционеры, инвесторы, кредиторы и клиенты для оценки стабильности предприятия и его фактического состояния, а также аудиторы и налоговые органы при проверке правильности учета, а также налоговых отчислений, которые способствуют повышению экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Создания на предприятии интегрированной учетной системы позволит добиться системности и комплексности организации процесса управления предприятием в рамках концепции экономической безопасности. Информация является важнейшим элементом системы управления рисками, влияющими на деятельность субъекта хозяйствования.

В целях защиты информации следует использовать инструменты минимизации риска: своевременно обнаруживать факты несанкционированного доступа к информации; строго придерживаться ограниченного доступа к информации посторонних лиц; осуществлять постоянный контроль обеспечения уровня защищенности информации. В связи с этим, эффективная система управления предприятием должна базироваться на анализе и объективной оценке различных внешних и внутренних факторов с помощью информации, необходимой для поддержки такой системы и способствовать минимизации влияния рисков на его деятельность.
Кроме того, на современном этапе развития экономики (необходимости трансформации отчетности крупных субъектов хозяйствования к требованиям МСФО) требуется представление не просто объективной и детальной финансовой информации — эта информация должна отвечать требованию сопоставимости на международном уровне.

В рамках перехода к МСФО процедура адаптации показателей отчетности отечественных субъектов хозяйствования к системе обеспечения экономической безопасности бизнеса позволяет руководству предприятия понять сущность проводимых операций, событий и их влияние на уровень защиты финансовых, материальных, информационных и интеллектуальных ресурсов.

Для таких целей составляется отчет руководства, который должен характеризовать текущее и перспективное развитие деятельности предприятия в отчетном периоде и основные факторы, повлиявшие на его хозяйственную деятельность. В нем подлежат раскрытию: динамика важнейших показателей хозяйственной деятельности за ряд лет; запланированные финансовые показатели развития предприятия; предполагаемые долгосрочные и текущие финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность субъекта хозяйствования в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия и другая важная информация.

Рекомендации заказчиков