Традиционными объектами – бизнес-процессами – для передачи на аутсорсинг являются: производственные процессы, являющиеся обеспечивающими для основного производства (энергетическое хозяйство, транспорт, логистика); процессы, важные для развития бизнеса, но требующие специфического оборудования и специализированных сотрудников, выполняющих подобную работу (информационные технологии, маркетинг, бухгалтерский учет, юридические услуги, подбор и повышение квалификации персонала); процессы, не требующие особой квалификации, однако занимающие много рабочего времени, монотонные виды работ (уборка, курьерские услуги и пр.).
В результате перехода на аутсорсинг предприятия добиваются эффективности производства за счет увеличения производства на профильном направлении, снижения уровня издержек, сокращения срока производства продукции. Объективно можно заметить, что развитию аутсорсинга в России мешают следующие объективные обстоятельства: бизнес российских предприятий не всегда начинался исходя из экономических соображений; с первых контактов невозможно установление доверительных отношений со сторонними организациями; уровень развития поставщиков услуг аутсорсинга достаточно низкий для того, чтобы обеспечить качество, которого требует предприятие-заказчик. Принятию решения о целесообразности применения аутсорсинга в условиях конкретного предприятия руководству необходимо осуществить комплекс следующих мероприятий:
1. Определить бизнес-процессы, которые подлежат передаче на аутсорсинг. Целесообразность передачи будет определяться возможностью сократить накладные расходы различных подразделений: с неполной и сезонной загрузкой; тех, которые производят продукцию (услуги), которые можно купить на рынке по сопоставимой цене.
2. Провести модернизацию специализированного оборудования при условии наличия на рынке компаний, имеющих налаженный бизнес.
3. Осуществить расчет себестоимости услуг подразделений, планируемых к передаче на аутсорсинг, сравнив показатели с предложениями аутсорсинговых компаний.
4. Упорядочить и составить схему организации бизнес-процессов, подлежащих передаче на аутсорсинг, чтобы при заключении контракта с аутсорсинговой фирмой подробно предусмотреть все взаимные ожидания и договоренности об исполнении услуг.
5. Обозначить подразделение, ответственное за поддержание регулярных контактов и осуществление контроля качества и сроков оказания услуг аутсорсинговой компанией.
Переход на аутсорсинг является стратегией, направленной на повышение рентабельности и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. При применении аутсорсинга, предприятие получает возможности концентрировать ресурсы на профильном бизнесе и не заниматься построением и поддержкой инфраструктуры, которая с ним не связана. Однако сомнения относительно целесообразности применения аутсорсинга исчезнут в том случае, если вопросы конкурентоспособности и рентабельности предприятия будут зависеть не исключительно от сокращения расходов, но также от эффективности выполнения отдельных бизнес-процессов. При этом предприятия обязаны четко формулировать требования к услугам аутсорсинга, а аутсорсинговые фирмы – повышать качество услуг и завоевывать доверие заказчиков.